Права человека – это права, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека вне зависимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков, которые гарантируют людям полноценную жизнь в обществе, каждому дают возможность раскрыться как личности. Важнейшим документом в области прав человека является Всеобщая декларация прав человека.
Президент - Детям
Республика Беларусь с первых дней провозглашения независимости заявила о приверженности нормам международного права и о том, что суверенитет страны объявлен во имя свободного развития и благополучия каждого гражданина.
Всеобщая декларация прав человека предусматривает равенство и свободу всех людей с момента их рождения. Однако маленькие дети естественным образом ограничены в правах: ведь они многого не знают, не имеют жизненного опыта и не могут нести полноценную ответственность за свои поступки. Чем старше становится ребенок, тем больше личных прав и личной ответственности он приобретает.
До определенного возраста интересы детей защищают родители или опекуны. Они несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка.
Когда речь идет о правах ребенка, то подразумеваются в первую очередь его права как личности. Ребенок, как любой человек, имеет право на уважительное отношение, достойное существование и развитие своих способностей.
Ребенок имеет право:
на жилище;
на жизнь и здоровое развитие;
на особую заботу при ограниченных возможностях;
на равные права независимо от национальности, пола и религии;
на образование;
на семью;
на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности;
на пользование родным языком;
на собственное мнение и право свободно выражать его;
на здравоохранение и социальное обеспечение;
на полезное и качественное питание;
на отдых и досуг, участие в играх, культурной жизни, занятие искусством;
на защиту от экономической эксплуатации;
на защиту от жестокого обращения;
на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации.
В 1989 году на Генеральной Ассамблее ООН была принята Конвенция о правах ребенка. В ней закреплены международно признанные права детей. В основе Конвенции лежат четыре общих принципа, при соблюдении которых каждый ребенок сможет развиваться гармонично и реализовывать свои способности. Республика Беларусь также присоединилась к этой Конвенции.
Общие принципы Конвенции о правах ребенка
Свобода от дискриминации
Дети разного пола и возраста имеют различные интересы и потребности, но все они наделены одинаковыми правами и должны иметь равное обращение вне зависимости от пола, национальности, происхождения, состояния здоровья.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка
Принимая решения и планируя свои действия, взрослые всегда должны учитывать интересы ребенка. Этот принцип касается семьи, органов власти, судов, государственных и частных институтов.
Права ребенка на жизнь и развитие
Родители обязаны делать все возможное, чтобы ребенок мог нормально развиваться и реализовывать свои способности. Государство предлагает родителям всевозможную помощь и поддержку. Если, несмотря на помощь государства, родители не могут обеспечить ребенку необходимые условия, государство берет эту обязанность на себя.
Уважение взглядов ребенка
В любых вопросах, которые касаются ребенка, необходимо прислушиваться к нему, учитывать его мнение, а не просто принимать решение за него, пусть даже в его интересах. Данный принцип следует соблюдать во всех аспектах жизни ребенка. https://president.gov.by/ru/president/detjam/prava
Права человека – это права, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека вне зависимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков, которые гарантируют людям полноценную жизнь в обществе, каждому дают возможность раскрыться как личности. Важнейшим документом в области прав человека является Всеобщая декларация прав человека.
Президент - Детям
Республика Беларусь с первых дней провозглашения независимости заявила о приверженности нормам международного права и о том, что суверенитет страны объявлен во имя свободного развития и благополучия каждого гражданина.
Всеобщая декларация прав человека предусматривает равенство и свободу всех людей с момента их рождения. Однако маленькие дети естественным образом ограничены в правах: ведь они многого не знают, не имеют жизненного опыта и не могут нести полноценную ответственность за свои поступки. Чем старше становится ребенок, тем больше личных прав и личной ответственности он приобретает.
До определенного возраста интересы детей защищают родители или опекуны. Они несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка.
Когда речь идет о правах ребенка, то подразумеваются в первую очередь его права как личности. Ребенок, как любой человек, имеет право на уважительное отношение, достойное существование и развитие своих способностей.
Ребенок имеет право:
на жилище;
на жизнь и здоровое развитие;
на особую заботу при ограниченных возможностях;
на равные права независимо от национальности, пола и религии;
на образование;
на семью;
на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности;
на пользование родным языком;
на собственное мнение и право свободно выражать его;
на здравоохранение и социальное обеспечение;
на полезное и качественное питание;
на отдых и досуг, участие в играх, культурной жизни, занятие искусством;
на защиту от экономической эксплуатации;
на защиту от жестокого обращения;
на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации.
В 1989 году на Генеральной Ассамблее ООН была принята Конвенция о правах ребенка. В ней закреплены международно признанные права детей. В основе Конвенции лежат четыре общих принципа, при соблюдении которых каждый ребенок сможет развиваться гармонично и реализовывать свои способности. Республика Беларусь также присоединилась к этой Конвенции.
Общие принципы Конвенции о правах ребенка
Свобода от дискриминации
Дети разного пола и возраста имеют различные интересы и потребности, но все они наделены одинаковыми правами и должны иметь равное обращение вне зависимости от пола, национальности, происхождения, состояния здоровья.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка
Принимая решения и планируя свои действия, взрослые всегда должны учитывать интересы ребенка. Этот принцип касается семьи, органов власти, судов, государственных и частных институтов.
Права ребенка на жизнь и развитие
Родители обязаны делать все возможное, чтобы ребенок мог нормально развиваться и реализовывать свои способности. Государство предлагает родителям всевозможную помощь и поддержку. Если, несмотря на помощь государства, родители не могут обеспечить ребенку необходимые условия, государство берет эту обязанность на себя.
Уважение взглядов ребенка
В любых вопросах, которые касаются ребенка, необходимо прислушиваться к нему, учитывать его мнение, а не просто принимать решение за него, пусть даже в его интересах. Данный принцип следует соблюдать во всех аспектах жизни ребенка. https://president.gov.by/ru/president/detjam/prava
Права ребенка в Беларуси
Права человека – это права, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека вне зависимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков, которые гарантируют людям полноценную жизнь в обществе, каждому дают возможность раскрыться как личности. Важнейшим документом в области прав человека является Всеобщая декларация прав человека.
Президент - Детям
Республика Беларусь с первых дней провозглашения независимости заявила о приверженности нормам международного права и о том, что суверенитет страны объявлен во имя свободного развития и благополучия каждого гражданина.
Всеобщая декларация прав человека предусматривает равенство и свободу всех людей с момента их рождения. Однако маленькие дети естественным образом ограничены в правах: ведь они многого не знают, не имеют жизненного опыта и не могут нести полноценную ответственность за свои поступки. Чем старше становится ребенок, тем больше личных прав и личной ответственности он приобретает.
До определенного возраста интересы детей защищают родители или опекуны. Они несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка.
Когда речь идет о правах ребенка, то подразумеваются в первую очередь его права как личности. Ребенок, как любой человек, имеет право на уважительное отношение, достойное существование и развитие своих способностей.
Ребенок имеет право:
на жилище;
на жизнь и здоровое развитие;
на особую заботу при ограниченных возможностях;
на равные права независимо от национальности, пола и религии;
на образование;
на семью;
на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности;
на пользование родным языком;
на собственное мнение и право свободно выражать его;
на здравоохранение и социальное обеспечение;
на полезное и качественное питание;
на отдых и досуг, участие в играх, культурной жизни, занятие искусством;
на защиту от экономической эксплуатации;
на защиту от жестокого обращения;
на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации.
В 1989 году на Генеральной Ассамблее ООН была принята Конвенция о правах ребенка. В ней закреплены международно признанные права детей. В основе Конвенции лежат четыре общих принципа, при соблюдении которых каждый ребенок сможет развиваться гармонично и реализовывать свои способности. Республика Беларусь также присоединилась к этой Конвенции.
Общие принципы Конвенции о правах ребенка
Свобода от дискриминации
Дети разного пола и возраста имеют различные интересы и потребности, но все они наделены одинаковыми правами и должны иметь равное обращение вне зависимости от пола, национальности, происхождения, состояния здоровья.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка
Принимая решения и планируя свои действия, взрослые всегда должны учитывать интересы ребенка. Этот принцип касается семьи, органов власти, судов, государственных и частных институтов.
Права ребенка на жизнь и развитие
Родители обязаны делать все возможное, чтобы ребенок мог нормально развиваться и реализовывать свои способности. Государство предлагает родителям всевозможную помощь и поддержку. Если, несмотря на помощь государства, родители не могут обеспечить ребенку необходимые условия, государство берет эту обязанность на себя.
Уважение взглядов ребенка
В любых вопросах, которые касаются ребенка, необходимо прислушиваться к нему, учитывать его мнение, а не просто принимать решение за него, пусть даже в его интересах. Данный принцип следует соблюдать во всех аспектах жизни ребенка.
https://president.gov.by/ru/president/detjam/prava
ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ, НО ПРАВА У НАС ОДИНАКОВЫЕ
«Права человека являются основой человеческого существования. Права человека являются всеобщими, неделимыми и взаимозависимыми. Именно права человека делают нас людьми. Они являются теми принципами, при помощи которых мы создаём священный дом для человеческого достоинства.
Когда мы говорим о праве на жизнь или на развитие, или о разногласиях и различиях – мы говорим о терпимости. Терпимость, поддерживаемая, защищаемая и охраняемая, является гарантией всех свобод. Без нее мы не можем говорить о наших правах.
Права человека воплощают в себе существующие во всех религиях и культурах традиции терпимости, которые являются основой мира и прогресса. Права человека не чужды ни одной культуре и естественны для всех народов. Терпимость и милосердие всегда служили идеалами государственного управления и человеческого поведения. Сегодня мы называем эти идеалы правами человека.
Именно универсальность прав человека придаёт им силу. Она наделяет их силой пересекать любые границы, преодолевать любые преграды, побеждать любую силу.
Борьба за всеобщие права человека всегда и везде являлась борьбой против всех форм тирании и несправедливости: против рабства, колониализма, апартеида. Её значение не уменьшилось и не изменилось.
Юные друзья во всём мире!
Именно вы должны способствовать осуществлению этих прав, сейчас и навсегда. Их судьба и будущее в ваших руках. В ваших руках права человека. Пользуйтесь ими. Защищайте их. Поддерживайте их. Старайтесь их. Старайтесь понимать их и настаивайте на их выполнении. Заботьтесь о них и обогащайте их.
Они – то лучшее, что есть в нас. Вдохните в них жизнь».
Из послания Генерального секретаря ООН Кофи Аннана по случаю начала года празднования
50-летия Всеобщей декларации прав человека
НЕТ ПРАВ БЕЗ ОБЯЗАННОСТЕЙ,
КАК НЕТ ОБЯЗАННОСТЕЙ БЕЗ ПРАВ
Человек не живёт изолированно от других людей. Мы должны считаться с окружающими, и общество должно считаться с правами конкретного человека.
ПРАВО– это система установленных обществом в лице представительных органов власти норм, определяющих права и обязанности каждого человека и устанавливающих ориентиры для выбора того или иного варианта поведения.
ОБЯЗАННОСТЬ – это определённый круг возложенных на кого-нибудь действий, безусловных для выполнения, это мера должного поведения. Каждый человек выполняет какие-либо обязанности
Конституция Республики Беларусь – основной Закон нашего государства
Наша Конституция состоит из 8 глав, 9 разделов и 146 статей.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
· право на жизнь (ст.24)
· право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст.25)
· право на защиту семьи, материнства, отцовства и детства (ст.32)
· право на труд (ст. 41)
· право на отдых (ст. 43)
· право собственности (ст. 44)
· право на охрану здоровья (ст. 45)
· право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причинённого нарушением этого права (ст. 46)
· право на социальное обеспечение (ст. 47)
· право на жильё (ст.48)
· право на образование (ст. 49)
· право сохранять свою национальную принадлежность (ст.50)
· право на участие в культурной жизни (ст. 51)
· право на свободу объединений (ст. 36)
Существование и реализация прав и свобод неразрывно связаны с определёнными обязанностями.
Добросовестное исполнение гражданами конституционных обязанностей является важнейшей гарантией реализации их прав и свобод.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
· Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать её Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст. 52)
· Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст. 53)
· Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54)
· Охрана природной среды – долг каждого (ст. 55)
· Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путём уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст.56)
· Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (ст.57)
ГЛАВНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА –
НЕ НАРУШАТЬ ПРАВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Современные формы работы по правовому воспитанию обучающихся и родителей
В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, асоциальным поведением, насилием, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство — это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, уникальности каждого человека, неповторимости. С раннего детства каждый ребенок — личность с индивидуальными чертами характера, желаниями, способностями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность раскрыться как личность, само реализоваться.
Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение. Задача педагога познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Все это можно сделать на родительском собрании, конференции, на праздниках, на совместных занятиях с детьми, путём вывешивания информации на стендах. А для знакомства детей с их правами рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, праздники, беседы, коллективное обсуждение сказок, рассказов. Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка, содействовать защите прав и достоинства детей.
«Правовое воспитание учащихся и правовое просвещение родителей» — это процесс сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению названных выше установок. А уроки, внеклассные мероприятия, классные часы и т.д. — средства, прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного общества.
Уже в раннем возрасте детям необходимо прививать основы правовых знаний, при этом формируя четкое представление не только о правах, но и об обязанностях, ответственности. Важно воспитывать обучающихся в духе неукоснительного соблюдения законов.
Сегодня многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта законопослушного поведения, правовой компетентности.
Цели организации деятельности учреждения образования по формированию правовой культуры:
создание в учреждении общего среднего образования эффективной системы правового воспитания учащихся, способствующей снижению уровня правонарушений и преступлений.
Задачи организации деятельности учреждения образования по формированию правовой культуры:
- Правовое просвещение субъектов образовательных отношений.
- Координация деятельности педагогических работников по правовому просвещению и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних.
- Популяризация идей нормативных и правовых документов через проведение социально значимых акций, образовательных и творческих мероприятий (Всемирной Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка).
- Формирование у обучающихся потребности в безопасной жизнедеятельности и соблюдении правовых норм как основы способности противостоять вредным привычкам и негативным тенденциям.
- Организация эффективного взаимодействия всех заинтересованных структур и ведомств в работе с обучающимися, требующими особого педагогического внимания.
- Создание в учреждении образования социально-безопасной среды для детей и подростков в рамках правового поля Республики Беларусь.
Основными формами правового просвещения учащихся являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).
Важной составной частью процесса правового воспитания старшеклассников является участие их в активной правоохранительной деятельности. Именно в процессе активной правоохранительной деятельности старшеклассники учатся практически применять нормы действующего законодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.
Особенно серьёзно нужно продумывать меры по повышению правовой культуры родителей учащихся, согласно, Конституции РБ, которые обязаны заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами общества и нести ответственность за соблюдение их детьми морально-правовых норм.
Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие, как университеты и лектории педагогических и правовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей.
Классный руководитель может использовать следующие формы работы по правовому воспитанию старшеклассников:
- Организация для школьников старших классов научных кружков правовой направленности.
- Организация в общеобразовательных учреждениях школьных юридических консультации.
- Создание клуба юного юриста.
- Работа школы правовых знаний под девизом «Молодежь — не проблема, а ресурс общества».
- Проведение конкурсов юных друзей закона на лучшее знание: государственной символики Беларуси; конституционных прав и обязанностей гражданина Республики Беларусь; прав ребенка и др.
- Создание правовой игры «Обязан и имею право», «Воспитай в себе гражданина».
- Организация мероприятий социальной направленности с участием подростков и молодежи, благотворительных лотерей, благотворительных концертов, работы по благоустройству территорий, всевозможные акции милосердия.
- Организация встреч с ветеранами правоохранительных органов ежегодно перед профессиональными праздниками.
- Организация «дней открытых дверей» в подразделениях правоохранительных органов, встреч с практическими работниками.
- Организация детей и подростков в защиту экологии, за чистоту городов, поселков, водоемов и др.
- Проведение конкурса рисунка по антинаркотической тематике среди школьников старших классов.
- Организация походов и поездок детей по историческим местам.
- Организация спортивных мероприятий, посвященных Всемирному Дню здоровья и Международному Дню защиты детей, спартакиады «Быстрее, выше, сильнее».
- Уроки толерантности «Толерантность – вызов времени»
- Выставка творческих работ.
- Уроки правовых знаний — «Детство без насилия», «Мои права и обязанности», «Имею право на права», «Конвенция ООН о правах ребенка». Цель уроков: правовое просвещение школьников; выработка умений противостоять жестокому обращению среди подростков и в семье.
- Просмотр и обсуждение фильмов, слайд-фильмов «Наши права и обязанности”, “Твои правовой статус».
Тематические классные часы:
- «Азбука прав и обязанностей несовершеннолетних»;
- «Счастлив тот, кто счастлив дома»;
- «Право на имя»;
- «Я ребенок, я имею право».
Старшеклассники на классных часах изучают права и обязанности человека, которые должны соблюдаться в обществе. Они узнают и смысл таких понятий, как правонарушение, преступление, наказание, выбор, права, обязанности.
10 декабря празднуется Международный день прав человека. В этот день ребята могут принять участие в интернет-олимпиаде на знание прав человека.
15 марта в Беларуси отмечается День Конституции. Ребята могут участвовать в викторине «А что ты знаешь о Конституции?».
Правовое воспитание современных школьников не может ограничиваться рамками образовательного учреждения. Практика показывает, как важно научить ребенка использовать правовые знания в реальной жизни, помочь преодолеть трудности и не совершать правонарушения.
Методические рекомендации по формированию правовой культуры у обучающихся в учреждениях образования
Школьный возраст является значимым периодом формирования правовой культуры. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина. В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор зависит его гражданская позиция. Актуальной является необходимость разъяснять подросткам и их родителям права, обязанности и ответственность, которыми они обладают в соответствии с законодательством Республики Беларусь; осуществлять консультирование по правовым вопросам; оказывать содействие в определении форм устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; в организации досуга и занятости обучающихся.
Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.
Правовое воспитание — это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.
В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.
Приоритетные ценностные ориентиры в правовом воспитании:
- Ученик как личность в своей неповторимости и уникальности, его мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, его права и жизненные интересы, настоящее и будущее.
- Честь и Достоинство как нравственный критерий и регулятор жизненного и профессионального самоопределения личности, его деятельности и отношений всех субъектов образовательного процесса, как нравственная основа творческой социально направленной самореализации.
- Личное и Общественное благо как ключевая жизненная цель гражданина России, как гармоническое соединение в жизни школьника личностного и коллективистского начал.
Созидание как основа достойной человека жизни; созидание мира, правовой культуры, другого, себя самого, базирующееся на гражданско-правовой грамоте, творчестве и сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса.
- Свобода и Ответственность, право выбора как важнейшая предпосылка успешной созидательной деятельности и поддержка в школе демократического уклада жизни.
- Развитие как основной смысл деятельности педагогического коллектива, способствующее развитию творческой индивидуальности школьника.
Составляющими деятельности учреждения общего среднего образования по формированию правовой культуры субъектов образовательных отношений являются:
- ознакомление субъектов образовательных отношений с правовыми актами государства;
- воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
- привитие навыков законопослушного поведения обучающихся, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
- усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.
Рекомендуемые формы и методы правового воспитания обучающихся:
- классные часы (на основании рекомендаций разрабатывается система ежемесячных классных часов);
- уроки;
- факультативы;
- лекции, семинары;
- рефераты по правовой тематике;
- социальные проекты;
- экскурсии;
- правовые беседы;
- лектории, кинолектории;
- вечера встреч и тематические вечера;
- вечера вопросов и ответов;
- диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема;
- обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним;
- наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи);
- правовой уголок (включает информацию о правах и обязанностях школьников и телефонами служб, куда могут обратиться обучающиеся, попавшие в трудную жизненную ситуацию);
- оформление постоянно обновляющихся стендов о праве, включающих информацию об изменениях в нормативно-правовой базе страны и республики;
- издание пособий, буклетов и памяток по правовой тематике;
- проведение конкурсов по правовой тематике;
- совет профилактики (оказание помощи обучающимся с проблемами в поведении и обучении, осуществление контроля воспитания детей, находящихся в социально опасном положении);
- встречи с работниками прокуратуры, РОВД, паспортного стола, специалистом по правам потребителя и др.;
- недели, декады, месячники правовых знаний;
- индивидуальная работа и др.
Классный час — это гибкая по своему составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
Алгоритм подготовки и проведения классного часа
- Совместное (с учащимися и их родителями) планирование тематики классных часов на новый учебный год.
- Уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению.
- Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий.
- Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа.
- Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа.
- Психологическая подготовка учащихся. Они должны ожидать классный час, настроиться на тему разговора. Настрой создается с момента оповещения учащихся о предстоящем классном часе.
- Проведение классного часа.
- Анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.
Структура классного часа:
- Вступительная часть (5-7 минут).
Цель: мобилизация внимания, проблематизация, определение значения (места) обсуждаемого вопроса в жизни человека, определение цели классного часа, эмоциональный настрой на обсуждаемую тему, предстоящий разговор, совместную работу.
- Основная часть (время не регламентируется).
Цель: рассмотрение основного содержания проблемы в соответствии с целями, задачами и функциями классного часа.
- Заключительная часть (время не регламентируется, но нельзя затягивать).
Цель: подведение итогов разговора, работы, создание чувства удовлетворения состоявшимся разговором, побуждение желания внести изменения в свое поведение, в жизнь класса.
При организации классных часов рекомендуется использование следующих форм: деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов. Предлагаемые формы будут способствовать развитию творческих умений и навыков школьников, активному распространению информации по правовой тематике в школьной среде, успешному обучению в подростковой среде по принципу «равный обучает равного».
Достижение поставленных целей и задач осуществляется посредством построения системы работы учреждения образования с привлечением всех участников образовательного процесса, в сотрудничестве с заинтересованными ведомствами и структурами, с использованием возможностей эталонной базы данных правовой информации. Исходя из специфики учреждения образования и социокультурного пространства микрорайона, рекомендуется включить в годовое планирование (в раздел «Воспитательная работа») мероприятия по формированию правовой культуры с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Продуктом реализации системы работы по правовому воспитанию будет формирование следующих компетенций:
- умение отстаивать свои права, не забывая о правах других;
- поддерживать правосознание и порядок для себя и для других;
- правильно применять в повседневной жизни положения законодательных актов Республики Беларусь.
Приложения
Примерная тематика классных часов по формированию правовой культуры по ступеням общего среднего образования
I ступень
- Знакомство с правилами школьной жизни.
- Правила общения.
- Главные ценности нашей жизни (дом, семья, Родина…)
- Правила личной безопасности.
- Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
- Человек в мире правил (правила поведения в общественных местах, дома, в школе).
- Государственная символика.
- Основные обязанности и права ученика.
- Устав школы.
- Что такое закон? Главный закон страны.
- Я — гражданин Республики Беларусь.
- Гражданин и обыватель.
- Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»
- Как государство может защитить права ребенка?
- Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка»
- Человек в обществе (Зависимость человека от общества).
- ступень
- Что такое закон? (Правила нашей жизни, Устав школы, Правила поведения в школе).
- Равенство прав людей от рождения.
- Ответственность. Мораль и законы.
- Декларация прав ребенка.
- Конкурс проектов «Твой вариант декларации прав человека».
- Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?
- Правовое государство (Понятие правового государства)
- Правоохранительные органы (Задачи и их функции).
- Права человека и порядок в обществе.
- За что ставят на учет в милицию?
- Правопорядок в школе. За что ставят на внутришкольный учет?
- Практическая отработка (приобретенных знаний, умений, навыков) по поддержанию дисциплины и порядка в школе
- Конституция Республики Беларусь.
- Правонарушение и наказание (Поступок-проступок-преступление)
- Административная и уголовная ответственность.
- Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Моя ответственность за дисциплину в школе
- Викторина «Уроки Фемиды».
- Уголовное право Преступление.
- Ответственность за употребление алкогольной продукции и наркотических веществ.
- Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»
- Задержание. Допрос. Протокол. (Что делать, если ты попал в милицию?)
- Я и дисциплина в школе.
- Практическая отработка (приобретенных знаний, умений, навыков) по поддержанию дисциплины и порядка в школе
- гражданин Республики Беларусь с точки зрения права.
- Трудовое право
- Гражданское право
- Уголовное право (Ответственность за преступления)
- Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?».
- Практическая отработка (приобретенных знаний, умений, навыков) по поддержанию дисциплины и порядка в школе
II ступень
- Общественное и правовое положение личности (Права, свободы и обязанности гражданина Республики Беларусь)
- Народовластие и формы его осуществления (Избирательное право)
- Круглый стол «Суицид среди подростков»
- Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение» (преступность, наркомания, алкоголизм).
- Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»
- Трудовой кодекс Республики Беларусь (Прием на работу, учебу)
- Гражданин Республики Беларусь (Права и обязанности)
- Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений». Молодежные субкультуры.
- Дискуссия «Твоя воинская обязанность»
- Как бы я организовал поддержание высокой дисциплины и правопорядка в школе и общественных местах.
Примечание: классный руководитель может выбрать темы из предложенного списка, а также продумать свои темы, исходя из необходимости и специфики классного коллектива.
Примерные темы лекций для родителей
- 1 класс. Законы воспитания в семье. Какими им быть?
- 2 класс. Воспитание ненасилием в семье
- 3 класс. Как научить сына или дочь говорить «нет»?
- 4 класс. Детская агрессивность, ее причины и последствия.
- 5 класс. За что ставят на учет в милицию?
- 6 класс. Свободное время — для души и с пользой.
- 7 класс. Чем занят ваш ребенок?
- 8 класс. Как уберечь подростка от насилия?
- 9 класс. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
- 10 класс. Как научить быть ответственным за свои поступки.
- 11 класс. Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?