Национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия
Уголовная ответственность за преступления против половой неприкосновенности
Профилактика преступлений против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних
Профилактика нарушений половой неприкосновенности
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии»
«Насилие и его последствия для детей»
(Памятка для педагогов и родителей)
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
- это всякого рода сексуальная активность по отношению к ребенку, которая превышает нормы общения с ним.
Физические признаки:
- рваное или кровавое нижнее белье;
- боль или зуд в области гениталий;
- трудности при ходьбе или сидении;
- гематомы или кровотечения на внешних гениталиях;
- венерические заболевания;
- беременность;
- частые инфекции мочеиспускательных каналов.
Признаки, касающиеся поведения:
- замкнутый или в непрерывной депрессии;
- вызывающее (предлагающее себя) соблазняющее поведение;
- низкая самооценка и минимальная вера в собственные возможности;
- плохие отношения со сверстниками;
- избегает физического контакта;
- истерическое, эмоциональное неравновесие;
- исключительно хорошее знание о сексе и об играх сексуальной направленности.
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
- это действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, а также сверстников или других детей, в результате которых физическое или умственное развитие ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.
Например, телесные наказания, удары ладонью или кулаком, пинки, царапанье, ожоги, удушье, грубые хватания, щипки, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа и т.д.
Физические признаки:
- без объяснения образующиеся гематомы (в различных стадиях заживления), рубцы, следы укусов;
- без объяснения образующиеся ожоги (в особенности ожоги от окурков);
- необъяснимые фрактуры, ссадины, рваные раны.
Признаки, касающиеся поведения:
- самоповредительное поведение;
- исключительная замкнутость или агрессивность;
- избегает физического контакта;
- боится идти домой;
- сбегает из дома;
- болезненная ходьба;
- носит скрывающую тело, неподходящую для погодных условий одежду.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
это любое действие, которое помещает эмоциональное напряжение ребенка в положение, опасное для возрастного развития ребенка (страх, волнение, унижение, отчаяние).
Например, обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, унижение его достоинства, отвержение ребенка, длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей, принуждение к одиночеству, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т. д.
Физические признаки:
- речевые дефекты
- позднее физическое развитие
- обострение дефектов здоровья
Признаки, касающиеся поведения:
- дурные привычки (сосание, качание);
- антисоциальное и деструктивное поведение;
- заторможенное развитие;
- апатичен, устает;
- эмоционально холоден, проявляет вандализм или агрессию по отношению к другим.
ОТСУТСТВИЕ ЗАБОТЫ О РЕБЕНКЕ
- это вид недостойного обращения с ребенком, при котором ребенок помещается в состояние психического или физического неудобства оттого, что его первостепенные потребности не удовлетворяются со стороны родителей. Пренебрежением к ребенку считается невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
Физические признаки:
- заброшенность;
- отказ от ребенка;
- недостаток заботы;
- измученный вид;
- непрерывное чувство голода, исхудалость, плохая гигиена, несоответствующая погодным условиям одежда, наличие вшей.
Признаки, касающиеся поведения:
- ворует еду, просит чужих людей дать ему покушать;
- часто в мыслях «где-то витает»;
- часто опаздывает или прогуливает школу;
- самоповредительное поведение.
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ РАЗОБРАТЬСЯ С ИХ ЧУВСТВАМИ?
- дети показывают свои страдания и волнения при помощи своего поведения - сверхчувствительного, замкнутого или шаловливого. Дайте ребенку дополнительную поддержку, подбодрите его и будьте терпимыми, когда он находится в стрессовом состоянии;
- будьте чуткими к чувствам, которые ребенок вербально или невербально выражает;
- помогите детям поговорить о своих чувствах вместо того, чтобы ребенок просто замкнулся, научите разрешать проблемы словесно, а не физическим методом;
- проводите беседы о чувствах, выражая ваши собственные переживания, замечайте чувства ребенка («мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже»);
- детей младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им войти в эмоции, более точно распознать их и справиться с ними;
- помогите детям научиться успокаиваться самостоятельно, когда они расстроены. Например, иногда ребенку постарше необходимо просто немного времени побыть одному;
- убедите ребенка, что у всех детей возникают реакции на определенные ситуации («иногда дети пугаются и это нормально», «если что-то не работает, это тебя раздражает»);
- иногда детям легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если что-то не так. («ты выглядишь немного расстроенным. Наверно ты думаешь о своей мамочке?»);
- бывает так, что детям легче комментировать чувства ребенка в контексте чувств большинства детей. («большинству детей становится страшно и грустно, когда их папа и мама ссорятся»).
ЕСЛИ РЕБЕНОК ГОВОРИТ ВАМ, ЧТО ПОДВЕРГАЕТСЯ НАСИЛИЮ
- ПОВЕРЬТЕ ЕМУ. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно, если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;
- НЕ ОСУЖДАЙТЕ ЕГО. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ребенок;
- ВЫСЛУШАЙТЕ ЕГО внимательно, спокойно и терпеливо, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;
- НЕ ПРЕУМЕНЬШАЙТЕ ЕГО БОЛИ, говоря, что «… не случилось ничего страшного, все пройдет…»;
- НЕ ОТВЕРГАЙТЕ ЕГО: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.
ЕСЛИ ХОТЯ БЫ НА ОДИН ИЗ ЭТИХ ПУНКТОВ ЕСТЬ ОТВЕТ «ДА»,
ТО НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ
ЗА ПОМОЩЬЮ!!!
Куда обратиться за помощью?
- социально-педагогический центр!
- в милицию – немедленно, в случаях выявления сексуального и физического насилия!
- в органы опеки и комиссию по делам несовершеннолетних – немедленно!
Что сделать еще?
- сообщить о случившемся родителям или законным представителям ребенка;
- в случае сексуального или физического насилия вызвать скорую помощь или оказать
ребенку первую помощь, внимательно следя за тем, чтобы не уничтожить следы преступления (не мыться, не стирать одежду);
- постараться оградить ребенка от дальнейшего контакта с насильником (отвести в социальный приют, остаться с ребенком для его безопасности);
- не предпринимать никаких самостоятельных действий в случае выявления сексуального или явного физического насилия - только немедленно сообщить в милицию и орган опеки.
ЕСЛИ ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ, ЧТО ВАМ НАДО ОБСУДИТЬ ВАШУ СИТУАЦИЮ С ПРОФЕССООНАЛЬНЫМ ПСИХОЛО-ГОМ, НА УСЛОВИЯХ АНОНИМНОСТИ ВЫ МОЖЕТЕ ПОЗВОНИТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ - г. ВИТЕБСК, круглосуточно: 8 (0212) 61 60 60
Подготовила:
заведующая детско-подростковым отделением
УЗ «ВОКЦ психиатрии и наркологии»
Данилова Е.Л.
Рекомендации для родителей и лиц их замещающих, по профилактике насильственных действий в отношении несовершеннолетних
- Разговаривайте со своим ребенком, убедите его в том, что он может рассказывать Вам обо всем, что с ним случается. Заверьте, что Вы не будете сердиться и ругать его, что бы ни произошло. Скажите: «Нет таких плохих вещей, о которых бы мы не могли поговорить с тобой».
- Расскажите ребенку о «хороших» и «плохих» прикосновениях. Скажите, чтобы он ОБЯЗАТЕЛЬНО рассказал Вам о случаях «плохих» прикосновений, даже если это был кто-то из родственников или хорошо знакомых людей.
- Обсудите с ребенком, что такое «хорошие» и «плохие» секреты. Попросите его привести примеры таких секретов.
- Учите детей, что они имеют право и должны сказать - «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред.
- Если ребенок не хочет оставаться с кем-то из взрослых, задумайтесь, почему это происходит.
- Верьте своему ребенку. Дети крайне редко лгут о сексуальном насилии, особенно маленькие дети. Не игнорируйте рассказ ребенка.
- Если ребенок рассказал о насилии, постарайтесь не испугать его своей реакцией. Ребенок, увидев, что расстроил Вас или рассердил, может больше ничего не рассказать ни Вам, ни специалистам.
- Ни в коем случае не обвиняйте ребенка («почему ты не защищался?», «почему ты позволила это сделать с собой?»). Самое главное – разъяснить ребенку, что он не виноват в случившемся.
Как реагировать на рассказ ребенка о насилии:
- серьезно отнеситесь к услышанному;
- сохраняйте спокойствие и выдержку;
- проявляйте сопереживание;
- не давите на ребенка, будьте терпеливыми;
- успокойте и подбодрите ребенка;
- будьте искренне заинтересованным и честным;
- быстро проверьте информацию.
Чего нельзя делать:
- обвинять в случившемся;
- давать заведомо невыполнимые обещания («это останется между нами» и др.)
- советовать ребенку не обращать внимания на происходящее;
- не верить его словам.
Обязательно обратитесь к специалистам, которые могут оказать профессиональную помощь Вашему ребенку. Не занимайтесь сами расследованием случившегося. Сообщите о происшедшем в правоохранительные органы или соответствующие компетентные организации.
Детский мир без жестокости и насилия
Жестокое обращение с детьми: что это такое?
Жестокое обращение с детьми в семье включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями и др.
Принято считать, что самое безопасное место для ребенка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем
Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др.
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии;
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации (психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов).
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет (указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью).
Пренебрежение основными нуждами ребенка – это отсутствие элементарного внимания и заботы о ребенке, адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медпомощи.
Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания воспитанников, необходимо обращать внимание на:
1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев
2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
3.Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.
Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Памятка по предупреждению жестокого обращения с детьми, домашнего насилия.
Жестокое обращение с детьми: что это такое?
Жестокое обращение с детьми в семье включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями и др.
Принято считать, что самое безопасное место для ребенка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем
Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др.